Исследование рисков и поиск возможностей через Интернет 1. Положение вещей. Кузнецов Сергей Валентинович
<<<<Кузнецов Сергей ВалентиновичИсследование рисков и поиск возможностей через Интернет. Введение Карта сайта ONLINECI.RU СловарьОбучение Консультирование >>>>

Кузнецов Сергей Валентинович

Исследование рисков и поиск возможностей через Интернет

(Risks & opportunities online research)

Оглавление  Литература  Версия для печати  >>>>

1. Положение вещей.

1.1. Наш мир развивается нелинейно. При повышенном темпе возникновения радикальных изменений ослабевает связь с прошлым. Традиционное мышление разрушается. Поток беспрецедентных изменений парализует корпоративное управление. В результате возникла и развивается новая парадигма управления - менеджмент, основанный на знаниях [1].

1.2. Ужесточение конкуренции. Значительное влияние на любой бизнес сейчас оказывает глобализация экономики и ужесточение конкуренции. Неважно, из какой страны появится конкурирующий товар, услуга, их заменитель или технология-убийца - важно, что угрозы жизнеспособности компаний приобрели глобальный характер. К сказанному заметим, что в России на настоящий момент отсутствует антидемпинговое законодательство. Иными словами, если иностранная фирма начинает поставлять на Ваш традиционный рынок большие партии конкурирующих товаров по ценам ниже себестоимости Ваших товаров, государство не может Вас защитить от недобросовестной конкуренции, и Вы неизбежно потеряете рынок и, возможно, свой бизнес (если он не диверсифицирован).

Различают следующие уровни готовности предприятия к глобальной конкуренции (т.н. степени зрелости бизнеса):

  1. Первичное производство товаров и предоставление услуг (непосредственно бизнес).
  2. Эпизодическое улучшение бизнеса – единственный ответ на неизбежное ужесточение конкуренции на зрелых рынках.
  3. Систематическое улучшение процесса управления бизнесом (внедрение менеджмента качества; переход на управление, основанное на знаниях).

1.3. Конкурентная разведка. Корпоративная информация неадекватно отражает состояние и тенденции изменения коммерческих и иных условий, поэтому принятие решений только на ее основе связано с высоким риском. В этой связи в конце сороковых годов в Японии возникло новое направление менеджмента под условным названием "конкурентная разведка" или «деловая разведка». Всемирное распространение это направление получило в шестидесятых годах, когда американцы и европейцы обеспокоились по поводу массового проникновения японских компаний на их рынки. По известным причинам Россия заметно отстала. Конкурентная разведка (competitive intelligence) – система мероприятий и процесс постоянного выявления, доставки из любых источников (открытых, корпоративных и иных ограниченного доступа) и накопления информации в машиночитаемой форме об изменениях коммерческих условий, ее анализа с целью своевременной подготовки отчетов о положении вещей и прогнозов развития ситуации и представления их руководству. Основой конкурентной разведки является систематический анализ изменений условий бизнеса (в частности, прогноз) и понятное своевременное представление результатов такого анализа. Получаемое таким образом информационное превосходство обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество Корпорации[6].

1.4. Сфера компетенции аналитической службы корпорации - это все, что создает настоящие и будущие угрозы и возможности для бизнеса и власти. В частности, указанная служба должна регулярно собирать, готовить и систематизировать глобальную информацию о конкурентах настоящих и будущих (т.н. профили / истории компаний), кредиторах, заемщиках, контрагентах, партнерах и акционерах Корпорации, политической обстановке, властях всех уровней, криминальной обстановке, правых рисках, потребителях и общественности, лучших бизнес-практиках (бенчмаркинг), отраслевых провалах, банкротствах и скандалах (антибенчмаркинг), корпоративных и прочих клиентах, госзакупках и тендерах, рынках, крупных сделках, поглощениях и слияниях отраслевых компаний, финансовых рисках и возможностях, нематериальных активах (вкл. т.н. патентную разведку), опасных и перспективных технологиях (вкл. технологии-заменители и технологии-убийцы), репутации компании (связи с общественностью); ключевых персонах и кадровых рисках (менеджеры конкурирующих организаций, собственный персонал, политики, ученые и иные секретоносители и лица, принимающие решения), подразделениях (филиалы, представительства, дочерние фирмы...) и иных объектах слежения. Кроме того, постоянного внимания требует расширение спектра открытых источников, методик сбора и анализа различных типов информации (тексты, числа, изображения, звуки ...) и средств автоматизации (прикладные компьютерные программы). Служба конкурентной разведки работает на первых лиц компании в режиме отрицательной обратной связи, т.е. обязана быстро учитывать изменение приоритетов и решать вопросы стратегического менеджмента [6].

1.5. Безопасность бизнеса. Помимо наступательной функции конкурентной разведки можно и должно использовать ее оборонительные возможности. Конкурентная контрразведка обеспечивает корпоративную безопасность и защиту критических инфраструктур компании - контроль утечки конфиденциальной информации и техдокументации Корпорации, изучение практики работы и возможностей разведывательных подразделений, аналитических служб и ситуационных центров конкурентов, органов власти и криминальных структур.

1.6. Отличие от промышленного шпионажа. Конкурентная разведка ведется этичными методами по открытым источникам. К открытым источникам относятся источники информации, доступ к которым возможен на законных основаниях. Законность рассматривается только в контексте юрисдикции (действующего законодательства) территории, на которой ведутся или планируются хозяйственные и иные операции. К открытым источникам относятся ресурсы, к которым возможен неограниченный или ограниченный публичный доступ, а также источники, доступ к которым технически возможен (например, из-за некомпетентности или халатности персонала службы защиты информации или системного администратора бывает возможно зайти на закрытую часть корпоративного сервера).

Этические ограничения разведывательной деятельности разумно фиксировать в виде корпоративного стандарта и строить с учетом деловых обычаев конкретной территории и заповеди: «Не сделай другому того, что ты бы не пожелал себе». Четкое соблюдение этических ограничений позволяет при любом раскладе сохранить лицо компании и избежать ущерба ее репутации в случае огласки данных о неэтичных действиях. В качестве примера свода таких ограничений можно привести Кодекс профессиональной этики «Общества профессионалов конкурентной разведки» [2].

Ценность разведки по открытым источникам отмечают и специалисты по промышленному шпионажу: нет риска провала агента и ущерба репутации, кроме того, достигается существенная экономия ресурсов при планировании и проведении секретных и специальных операций – воровать остается лишь то, чего никак нельзя достать законными способами.

1.7. Разведка через Интернет. Открытые источники деловой информации весьма многообразны. Однако для доступа или повышения отдачи открытого источника любого типа Интернет не заменим как среда доступа. Сеть замечательна своим масштабом, высокой технологичностью, прозрачностью и дешевизной опубликования материалов. И гражданские, и военные специалисты отмечают возрастание роли Интернет при подготовке и проведении разведывательных операций.

Являются ли открытые источники, доступные через Интернет, панацеей от всех проблем? Конечно же, нет. В ряде случаев выручают работа агентов на местах, внешние эксперты, корпоративный персонал, специализированные базы данных на компакт-дисках, библиотеки, выставки, презентации, семинары, конференции и иные способы доступа к информации. Однако можно уверено утверждать, что грамотное использование ресурсов Интернет всегда полезно. Часто это позволяет заметно выиграть по скорости, стоимости и качестве подготовки решений. Некоторые аналитические работы при ограниченном бюджете и времени без Интернет выполнить крайне затруднительно. Отдельные исследования без применения информационных технологий и ресурсов Интернет провести просто невозможно. Перечислим слабости технологий Исследование рисков и поиск возможностей через Интернет:

  1. Требуемая информация в открытых источниках в машиночитаемой форме отсутствует.
  2. Требуется организовать слежение за нетекстовыми объектами, не имеющими ни метаданных (библиографическое описание), ни текстового описания.
  3. Открытая коллекция, содержащая нужную информацию или объекты, не имеет поисковой системы (мониторинг возможен, но сильно затруднена его автоматизация).
  4. Открытая коллекция, содержащая нужную информацию или объекты, имеет поисковую систему с передачей параметров поиска по методу POST (например, <http://www.public.ru>, мониторинг возможен, но удорожается и усложняется его автоматизация).

Оглавление  Литература  Версия для печати  >>>>


<<<<Кузнецов Сергей ВалентиновичИсследование рисков и поиск возможностей через Интернет. Введение Карта сайта ONLINECI.RU СловарьОбучение Консультирование >>>>

Опубликовано по адресу: http://www.onlineci.ru/oci-1.htm
Дата последнего редактирования 11.04.2013
© Кузнецов Сергей Валентинович


Сайты (Сергей Кузнецов / Кузнецов С.В.):
Всепроникающее обучение
Невидимый Интернет для бизнеса
Технологии производства баз знаний
Юридические исследования через Интернет
Бесплатные сервисы (Сергей Кузнецов / Кузнецов С.В.):
Поиск рыночных ниш через Яндекс
Выявление проблем через Яндекс
Поиск определений через Яндекс
Прочие генераторы поисковых запросов
Услуги (Сергей Кузнецов / Кузнецов С.В.):
Тематический мониторинг открытых источников
Профессиональный поиск информации
Поиск и мониторинг ниш на рынках
Технологические исследования через Интернет
Очные компьютерные тренинги
Дистанционное обучение
Об авторе: Резюме Сергея Кузнецова
Фотогалерея Сергея Кузнецова
Публикации и работы Сергея Кузнецова
Правила Сергея Кузнецова
Мифы о Сергее Кузнецове
Технологические работы Сергея Кузнецова
В разработке